О Бене и Джо у нас знают давно. Какое-то время братья Вейдеры вообще были фигурами едва ли не мистическими. Впрочем, и сейчас представление об основателях культуризма у нас приблизительное, в общих чертах. Это и побудило меня поделиться своими сведениями о братьях-титанах... От уличных драк до олимпийского признания Леонид ОСТАПЕНКО О Бене и Джо у нас знают давно. Какое-то время братья Вейдеры вообще были фигурами едва ли не мистическими. Впрочем, и сейчас представление об основателях культуризма у нас приблизительное, в общих чертах. Это и побудило меня поделиться своими сведениями о братьях-титанах мирового культуризма, и прежде всего, о Бене, поскольку по сей день этот благородный 75-летний муж остается главной фигурой мирового культуризма. Сначала скажу, что крайне сложно избежать соблазна перечислить все титулы, звания и должности Бена Вейдера. Ограничимся тем, что он - член Конгресса Канады, отмечен высшей наградой Британского Содружества - Орденом Британской Империи. В 1984 году Бен включался в список кандидатов на получение Нобелевской премии за заслуги в области пропаганды и практических усилий по ведению здорового образа жизни. А начиналось все достаточно прозаично, и так бы прозаично и прошло, если бы не упорство, целеустремленность и тяга к познанию нового. Обернулось это созданием того, что называется современным культуризмом, причем с авторством братьев Вейдеров и в методике, и в постановке дела, и в идеологии. Бен Вейдер родился в Монреале, в семье польского иммигранта. Жили на весьма скромные деньги, которые приносил домой отец - менеджер небольшой фабрики. Мать Бена, на плечах которой лежали заботы о содержании дома и уходе за тремя детьми, мечтала, чтобы ее сыновья занимались изучением торговли - самого выгодного дела в годы Великой Депрессии. Именно экономический застой вынудил ребят бросить школу и работать. Джо - разносчиком в бакалейной лавке, а Бена - помощником бармена с зарплатой 2,5 доллара в неделю. Позднее ему удалось получить более выгодное место на мануфактурной фабрике, где он стал получать вдвое больше. Они жили в районе Монреаля, где, мягко говоря, иммигрантов недолюбливали. И Вейдеры на всю жизнь сохранили обостренную тягу к справедливости. Слабые и, честно говоря, не всегда накормленные Джо и Бен были объектом издевательств со стороны взрослых парней. Именно ощущение своей физической немощи и привело Бена на боксерский ринг, а Джо - в зал тяжелой атлетики. У первого довольно скоро появилась сила, увеличился вес тела - и Бен занял второе место на чемпионате Канады. Не менее амбициозный Джо, которому местный спортзал Христианской Ассоциации Молодых Людей отказал в членстве, через год занятий (сперва упражнениями без отягощений по курсу знаменитого Чарльза Атласа, а затем самодельной штангой, сделанной из металлолома, подобранного на свалке) стал выигрывать местные, а затем и более серьезные соревнования: победа на первенстве Монреаля по тяжелой атлетике, затем - титул чемпиона Канады в своей весовой категории. Сложение Джо стало к тому времени столь хорошим, что на культуристическом конкурсе \"Мистер Монреаль\" он получил приз. Но разразилась Вторая мировая война, и спорт пришлось бросить. Бен, почувствовав в фашистском режиме явную несправедливость, завышает свой возраст и уходит в канадскую армию. Физически крепкий парень попадает на курсы танкистов, но выпускников этих курсов оказалось больше, чем нужно. И смышленому Бену предлагают работу в разведке. Сначала курсы, а затем повышение квалификации в знаменитой Интеллидженс Сервис в Англии. Далее - работа по спасению летчиков антигитлеровской коалиции, сбитых над территорией европейских стран, и самое активное участие Бена в работе по вызволению и возвращению этих людей. До сих пор в Канаде существует Ассоциация бежавших из плена канадских летчиков, и Бен является ее членом. Тем временем Джо, на плечи которого легла тяжесть заботы о материальном достатке семьи, попытался поделиться своим опытом работы с отягощениями. В возрасте 17 лет, имея всего семь долларов в кармане и используя ветхую пишущую машинку, он стал выпускать бюллетень, который даже отдаленно не напоминал современный культуристический журнал. Надо сказать, что мадам Вейдер не разделяла спортивного энтузиазма сыновей. И однажды даже отправилась к предсказателю судьбы, чтобы тот помог разобраться в ситуации. Предсказатель объявил, что мальчикам будет сопутствовать успех, посоветовав попутно не вмешиваться в их жизнь. Видимо, Фортуна возложила свои ладони на головы Бена и Джо: старший вернулся с войны живым и невредимым, а журнал Джо уже к 1943 году расходился по всей Канаде, и со временем братья получили вполне устойчивый бизнес, выполняя еще и заказы по поставкам тренировочного оборудования. Но они пошли дальше. В 1946 году на свои деньги Вейдеры организовали в Канаде первый официальный конкурс по бодибилдингу. Это мероприятие отличалось от коммерческого карнавала и водевильных состязаний того времени, где участники выполняли такие трюки, как сгибание стальных прутьев или надкусывание железа. Бен и Джо стремились провести соревнование, которое было бы почтительным по отношению к личности участника. Поэтому был избран другой вариант. Конкурсантам предлагалось позировать перед судьями, чтобы те определили атлетов с наиболее рельефным и сбалансированным телосложением. \"Только после этого турнира я понял всю глубину интереса, который люди испытывают к силе и бодибилдингу, - вспоминает Бен. - И предположил, что такой большой интерес должен возникнуть во всем мире\". Идея созрела и вылилась в конкретные шаги. В конце 1946 года Бен создал Международную Федерацию Бодибилдинга (IFBB), тогда всего из двух стран - Канады и США. В следующем году Бен посетил Европу, где бодибилдинг, хотя и в гораздо меньшей степени, был развит главным образом в Англии и Франции, причем назывался он не бодибилдингом, а культуризмом. Бен ведет активную пропагандистскую работу, разъясняя важность бодибилдинга не только как физической культуры, но и важного средства повышения спортивной результативности в других видах спорта. К этому времени уже появились первые варианты знаменитой \"Системы Вейдера\", над которой неутомимо работал Джо. Историческая веха: 1948 год. Тогда культуристический конкурс NABBA \"Мистер Юниверс\" разыгрывался в Лондоне в качестве неофициальной дисциплины программы Олимпийских игр. Победу одержал легендарный Джон Гримек. С тех пор бодибилдинг включался в олимпийскую программу как демонстрационная дисциплина всего однажды - на Играх в Атланте (США). К тому моменту у Бена и Джо сложилось твердое убеждение, что бодибилдинг может стать вполне полноправным и увлекательным видом спорта. Но так не думали спортивные деятели, особенно в консервативной Европе. \"В 50-х годах мы уже стали популяризировать бодибилдинг как прекрасное средство построения тела и силы, - объясняет Бен. - Но спортивные эксперты того времени наивно верили, что упражнения с отягощениями в целом, и бодибилдинг в частности, делают атлетов закрепощенными и неуклюжими\". В 1951 году Джо, решив проверить действенность своей системы тренинга, подготовился и выступил на \"Мистер Юниверс\" в Лондоне, заняв пятое место в ростовой категории до 179 см. Кроме того, он дал много показательных выступлений с отягощениями и демонстрацией своего сложения. В 50-е годы он издавал много журналов, и не только о строительстве мышц, но и о приключениях, о животных, для девушек и т.д. - всего более тридцати наименований. К тому времени сформировалась отчетливая система подготовки культуриста, которая начала триумфальное шествие по странам и континентам как \"Система Вейдера\". В 1952 году Бен Вейдер впервые посетил Советский Союз, о чем, кстати, у нас знают немногие. Его пригласил тогдашний председатель Комитета по физической культуре и спорту Николай Романов. Несмотря на то, что советские тренеры начали понимать важность силовой подготовки как базового средства увеличения спортивной результативности, на предложение Бена Вейдера признать бодибилдинг в качестве вида спорта последовало твердое \"нет!\". Опытный и сильный чиновник сталинского духа сразу понял, что идеи Вейдера советские идеологи воспримут как подозрительные и даже опасные. Романов заявил, что бодибилдинг не считается видом спорта в СССР и никогда не будет признан в качестве такового. Тем не менее, братья Вейдеры не ослабляли усилий по введению культуризма в программу Олимпийских игр. По их инициативе вопрос ставился еще перед Олимпиадой в Риме. Затем с подобным предложением в 1964 году выступил генеральный секретарь Международной Федерации тяжелой атлетики и культуризма Оскар Стейт. С ним Бен активно сотрудничал на организационной ниве и, несмотря на некоторое противостояние тяжелой атлетики и бодибилдинга, их мнения относительно бодибилдинга как важного средства физического развития совпали полностью. Итак, на Играх 1964 года в Токио состоялся конгресс отдельных Международных Федераций. Впервые, по предложению Египта, возникла дискуссия о введении культуризма в олимпийскую программу. Предложение не прошло. Особенно активно выступали против представители Олимпийского комитета СССР. В это же время Британская Любительская Ассоциация тяжелой атлетики и культуризма внесла предложение исключить из тяжелоатлетического многоборья жим стоя и вместо него ввести жим лежа и присед со штангой - истинно культуристические упражнения. Результат голосования - отрицательный. Тем временем другие заботы взваливали на себя братья. В силу их концепции свободы и равенства, они работали над тем, чтобы открыть свой вид спорта всем людям, особенно женщинам и этническим меньшинствам. Помещая бодибилдеров-женщин на обложки журналов, готовя статьи относительно их методов подготовки и патронируя женские соревнования, Вейдеры делали имидж физически сильных женщин приемлемым для общества. Они сумели сломать и расовое табу, которое тогда пропитало американскую культуру в целом и американские спортивные состязания в частности. \"Вейдеры освободили бодибилдинг, - считает Лерой Колберт, первый черный победитель \"Мистер Америка\". - Прежде соревнования были предвзятыми, и если ты был черным, тебе не позволялось побеждать. Но Джо и Бен сказали: \"Если вы - лучший, вы должны получить медаль, и нас не заботит, какого вы цвета\". В 1970 году после двадцатишестилетнего трудного периода, при поддержке многих деятелей национальных федераций, IFBB получила официальное признание как единственная мировая культуристическая федерация. Произошло это событие на конгрессе Генеральной Ассоциации Международных Спортивных Федераций (GAISF), который проходил в Вене 11-15 марта 1970 года. Во время конгресса президент IFBB Бен Вейдер был избран сотрудником подкомитета, занимающегося вопросами отношений с МОК. В это время Бен Вейдер вел переговоры с доктором Чанади, генеральным секретарем Венгерского олимпийского комитета, который являлся членом Международного Олимпийского комитета. После информации, что IFBB объединяет 70 стран из пяти континентов, доктор Чанади рекомендовал ввести культуризм в программу Олимпийских игр. Но до этого было еще далеко. Со временем бодибилдинг становится не только спортом, но и образом жизни, и это была цель, которую давно преследовали Бен и Джо Вейдеры. Да, бодибилдинг явно перерос рамки культового увлечения. Именно пропаганде здорового образа жизни все больше внимания уделяют Вейдеры. В частности, Бен постоянно публикует статьи на эту тему, становится членом правления Американского института долгожительства, стресса и возрастного контроля. С участием ученых с мировым именем по инициативе Бена Вейдера IFBB ведет обширную научно-исследовательскую работу по влиянию пищевых добавок и витаминов на работоспособность и состояние здоровья. \"Это было против мнения медицинских и тренерских сообществ - думать об использовании витаминов и добавок\",- говорит Бен. Но позднее в этой области мнение качнулось в пользу Вейдера. Возьмите, к примеру, доктора Линуса Поулинга, который стал обладателем Нобелевской премии за работу о влиянии витаминов на организм. Он аргументировал, что добавки - неизбежное требование для атлетов, борющихся за высокие результаты. Так идеи Бена и Джо все шире проникали в большой спорт. Эта тенденция получала понимание и в СССР - по меньшей мере, в расширении контактов советских культуристов со странами, где спортивный официоз был более демократично настроен по отношению к бодибилдингу. В начале 80-х годов все страны восточного блока имели культуристические федерации, присоединившиеся к IFBB. Но теперь Бен и Джо начали понимать, что в их детище, столь старательно взращиваемое и претендующее быть отражением здорового образа жизни, внедрился вирус анаболических стероидов. Бен сознает, что до искоренения этой заразы и приведения бодибилдинга в соответствие с олимпийскими требованиями о признании его и речи быть не может. Он начинает борьбу, и, прежде всего, открывает тестирование по олимпийским стандартам. Спортивным властям всех стран, с которыми поддерживает контакты IFBB, была направлена справка о позиции IFBB в отношении стероидов. Усиливаются и контакты Вейдеров с президентами национальных Олимпийских комитетов и, конечно, с Хуаном Антонио Самаранчем, ныне царствующим президентом МОК. В августе 1987 года Спорткомитет СССР наконец соизволил сделать реверанс в сторону Бена Вейдера, и дал санкцию на создание национальной федерации. Но к руководству культуризмом ринулись чиновники от спорта, что запутало и замедлило темпы становления. В 1995 году в одном из номеров журнала \"Мускул энд Фитнес\" Джо Вейдер с воодушевлением и надеждой пишет: \"Когда бодибилдинг найдет законное место в олимпийской семье, тогда параметры развития мускулатуры, силы, интеллекта и, да, красоты - станут олимпийским идеалом. Культуристическое сложение, безусловно, - современная версия идеала, который столь высоко ценили греки. Возможно, в грядущие годы каменные статуи великих силачей двадцатого столетия будут признаваться в качестве эталона нашего времени\". В том же году бодибилдинг переместился на один шаг ближе к признанию МОКом, поскольку стал одним из полноправных видов Пан-Американских Игр в Аргентине. Но, возможно, наиболее важным было воздействие Вейдеров на умы миллионов людей, не являющихся атлетами. \"Этот вид спорта - наш вклад, наша жизнь и наша преданность ему\". Нельзя обойти и то, что усилия Бена и Джо по признанию постоянно находились и находятся под обстрелом. В частности, встречаются мнения об их \"монополизме\" в проведении высших соревнований, в формировании выгодной им идеологии бодибилдинга, об узурпации Беном власти в высших сферах IFBB. Давайте разберемся. С чего бы это человек, стоявший у истоков создания этой федерации и являющийся ее президентом, стал бы позволять растаскивать федерацию по углам? Управление результатами соревнований? Послушаем Бена Вейдера: \"Имеется только один способ управлять соревнованием. Вы подходите к девяти судьям и говорите, мол, поскольку я президент IFBB, то, если вы, парни, хотите оставаться судьями, будете выбирать победителя по моей указке. Я не хочу, чтобы Ли Хэйни победил, и вы голосуйте за моего нового человека\". Как долго в этом случае такое будет оставаться секретом? Совершенно очевидно, что будет разрушена работа всей моей жизни, а это 50 лет работы!\". Бен без устали повторяет, что любой судья IFBB выбирает чемпиона, согласуясь только со своим опытом и своей совестью. По этому поводу знаменитый Франк Зейн говорит с юмором, но убедительно: \"Единственно, кто доволен судьями, - это победитель\". Если пренебречь однобокой и не всегда справедливой критикой, то можно с уверенностью сказать, что Бен и Джо Вейдеры - бесспорные пионеры и научного, и реального бодибилдинга. Их миссионерское рвение превратило когда-то считающуюся второстепенной физическую активность в популярный и серьезный спорт, с солидной методической основой, в спорт, который может прекрасно вписаться в олимпийскую программу. Я не буду анализировать события в Нагано с точки зрения их исторической ценности. Такую оценку им даст время, которое отпущено IFBB и всему культуристическому сообществу для того, чтобы до ближайшей Олимпиады привести бодибилдинг в полное соответствие с олимпийскими стандартами. Другое бесспорно - десятилетия борьбы, поражений и побед Бена Вейдера закончились признанием бодибилдинга Международным Олимпийским комитетом. Думал ли тот немощный подросток, пришедший в спорт ради того, чтобы отстоять свою честь в драке с хулиганами, что ему придется защищать честь своего детища на международной арене? Думал ли он, что для этого ему придется стать известным всему миру, стать ученым, автором серьезнейших научных и публицистических работ, выдающимся деятелем международного спортивного движения? Для всего этого нужна жизнь нескольких человек. И его жизнь продолжается. С тем же напряжением и юношеским рвением к справедливости, здоровью, красоте и силе ЧИТАТЕЛЯМ \"СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ\" Я посетил Россию в начале 1952 года с целью распространения идей бодибилдинга, полезного как для здоровья, так и для хорошего внешнего вида граждан Советского Союза. Позднее я не раз бывал в вашей стране и, таким образом, я думаю, что хорошо знаю вас и Россию. Тогда одна публикация в вашем журнале произвела на меня исключительное впечатление. Она, как я понял, была моральной поддержкой читателям, которые увлекались культуризмом, а значит - здоровым образом жизни. У меня есть копия журнала \"Спортивная жизнь России\", изданного в 1962 году, в самом начале культуристического движения в вашей стране. Я рад воспользоваться возможностью, чтобы поблагодарить сегодняшнего главного редактора и его коллег за их верность культуристическому движению. Хочу также выразить поддержку молодежи, которая должна знать, что занятия спортом обязывают к здоровому образу жизни, отказу от наркотиков, алкоголя и курения.
|